"Данная породная группа псовых уникальна во многих отношениях, не только генетическом. Она является продуктом кропотливой работы ученых и практиков-кинологов. Это позволяет рассматривать шакало-собачьих гибридов как безусловную ценность и достояние российской кинологии и страны в целом", - сказал директор Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, академик Российской академии наук (РАН) Вячеслав Рожнов на презентации породы, которая состоялась в декабре в терминале B аэропорта "Шереметьево".
В феврале следующего года "Аэрофлот" планирует представить на выставке своих служебных собак — "шалаек", в декабре этого года собаки кинологической службы авиакомпании получили статус породной группы от Российской кинологической федерации (РКФ), сообщили РИА Новости в пресс-службе авиакомпании.
Служебные собаки зарегистрированы как породная группа в системе РКФ и впервые смогут принять участие в международной выставке собак "Евразия 2019", которая пройдет 23-24 февраля в московском выставочном центре "Крокус Экспо".
Кинологическая служба "Аэрофлота" имеет давнюю историю – она была основана в 2001 году и насчитывала 15 собак. Сейчас в питомнике "Аэрофлота" - 50 собак и 15 щенков. Их воспитывают 29 опытных специалистов-кинологов.
Уже почти 20 лет кинологи "Аэрофлота" занимаются обеспечением авиационной безопасности в аэропорту, на прилегающих территориях и на борту самолета с помощью служебных собак собственного разведения. Собаки в паре с кинологами работают круглосуточно. Несколько раз в день они совершают обходы в терминалах аэропорта "Шереметьево". Их тренируют на поиск взрывчатых веществ и взрывных устройств. Зачастую живые "детекторы" работают эффективнее, чем современное технологическое оборудование для досмотра.
Елена работает в кинологической службе "Аэрофлота" с 2005 года. По ее словам, не все породы собак подходят для службы в авиации.
"Афганская борзая – прекрасная собака, но она не будет искать. Вся ее жизнь заключается в том, чтобы бежать и охотиться за дичью. У декоративных пород, например у чихуахуа, очень нежный и нервный характер", - поясняет Елена.
Для поиска подходят все служебные породы собак, например, кавказские овчарки, ротвейлеры, лабрадоры, но на борту самолета такие крупные собаки попросту не смогут пролезть под кресло.
Поэтому в питомнике "Аэрофлота" живут только особые, специально выведенные собаки – гибриды среднеазиатского шакала и ненецкой оленегонной лайки или попросту "шалайки".
Таких особенных собак вывел биолог, кинолог и специалист по одорологии (наука о запахах) Клим Сулимов, который был главным селекционером службы безопасности "Аэрофлота". Он начал эксперименты по выведению "шалайки" в конце 70-х годов ХХ века. Сулимов и по сей день работает консультантом службы безопасности "Аэрофлота".
"Шалайка" или собака Сулимова имеет небольшой размер и вес, что дает ей возможность передвигаться в ограниченных пространствах. Такая собака способна выносить значительные перепады температур – от минус 30 до плюс 45 градусов и обладает устойчивым обонянием. При этом в экспертном сообществе "шалаек" не считали отдельной породой собак, поэтому такие собаки не могли участвовать в выставках и соревнованиях.
"Данная породная группа псовых уникальна во многих отношениях, не только генетическом. Она является продуктом кропотливой работы ученых и практиков-кинологов. Это позволяет рассматривать шакало-собачьих гибридов как безусловную ценность и достояние российской кинологии и страны в целом", - сказал директор Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, академик Российской академии наук (РАН) Вячеслав Рожнов на презентации породы, которая состоялась в декабре в терминале B аэропорта "Шереметьево".
Работа на поиск
По словам Елены, поскольку "шалайки" не совсем обычные собаки, а шакало-псовые гибриды, их с детства берут на руки – приучают к запаху человека. У собаки не будет одного закрепленного проводника, но она должна знать запахи всех людей, которые будут с ней работать.
Щенков начинают обучать базовым командам и приучать к самолету в четыре-пять месяцев, когда маленькие собаки еще не осознают, что делают. В питомнике есть модель фюзеляжа, имитирующего реальный салон самолета, где щенков тренируют подниматься по трапу и работать в пассажирском салоне. На поиск взрывчатых веществ начинают тренировать с восьми месяцев – это называется "выставлять на запах". Кинологи называют своих питомцев "пищевиками", еда – это основная мотивация для собак. Ежедневно каждая собака работает на объекте в среднем по 40-50 минут.
"Для наших собак главное – поиск. На охрану они не могут работать, так как не приучены проявлять агрессию к людям. В лучшем случае наша собака – это помощь к дверному звонку. В любой ситуации на любом объекте они самостоятельно проводят поиск. Если они находят запахи, на которые их учили, они подают знак. Мы применяем такой метод дрессировки, когда мы не заставляем собаку каким-то определенным способом обозначать, что она нашла, собака сама выбирает, как сказать: голосом, посадкой, замиранием. Кинолог знает манеру обозначения каждой собаки", - говорит Елена.
В возрасте полутора лет собаки проходят сертификацию – сдают экзамен перед специальной комиссией, в которую входят представители службы безопасности аэропорта "Шереметьево", МВД и специалисты по дрессировке. Если собака не прошла отбор, то повторно сдать экзамен она может только через полгода. На сдачу экзамена, по словам Елены, влияют многие факторы: погода, атмосферное давление и даже ошибки кинолога. Если собака не пригодна для службы, ее пристраивают.
Наука на службе безопасности
Уникальное обоняние "шалаек" легло в основу научной разработки "Аэрофлота" под названием олькофакторный мониторинг. В 2015 году эта научная разработка авиакомпании была зарегистрирована в Роспатенте как товарный знак "Олькофакторный мониторинг – Olcofactory monitoring". Кроме того, авиакомпания получила свидетельство на товарный знак в семи странах: США, Чехии, Азербайджане, Узбекистане, Великобритании, Германии и Японии.
При таком исследовании на собаку надевают датчики, отслеживающие ее обонятельную реакцию на те или иные вещества, при этом специальная компьютерная программа расшифровывает показания приборов. Результаты исследования помогают сделать выводы о наличии взрывчатых веществ на обследуемом объекте.
С помощью олькофакторного мониторинга можно также проводить дистанционный анализ воздушной среды, который применяется для мест, куда собака не может проникнуть, например, в грузовые контейнеры или технические отсеки самолета. Специалисты берут пробы воздуха и доставляют их для анализа в кинологическую лабораторию. Нюх шалайки настолько острый, что улавливает запах вещества даже на фильтре, через который проходил воздух.
В пресс-службе авиакомпании добавили, что в начале декабря текущего года кинологическая служба "Аэрофлота" получила премию "Время инноваций" за проект "Аэрофлот. Собака Сулимова" в номинации "Биотехнологии и генная инженерия". Впервые в истории премии в области биотехнологий она была вручена транспортно-сервисной компании, а не специализированному научному институту.