Перейти к основному содержанию

ПРИЧИНЫ МОРА СЕЛЬДИ

Мор сельди

На севере Сахалина было обнаружено большое количество мёртвой тихоокеанской сельди. Гринпис принял участие в расследовании причин этой трагедии, организованном «Экологической вахтой Сахалина».

Мёртвая рыба покрыла не менее 40 км побережья лагунного залива Пильтун, а её объем составил не менее 445,5 т. Помимо местной популяции, погибла и «океанская» сельдь, заходящая в заливы северо-востока Сахалина в последней декаде мая на нерест. Гринпис передал образцы погибшей сельди в лабораторию аналитической экотоксикологии Института проблем экологии и эволюции РАН. В результате их анализа не были обнаружены нефтепродукты. Исследования СахНИРО показали отсутствие превышений по тяжёлым металлам и повышенного радиационного фона. По их мнению специалистов СахНИРО замор сельди случился от недостатка кислорода, содержание кислорода снизилось из-за необычно больших скоплений дрейфующих льдов в начале июня у входа в залив Пильтун. Специалисты «Экологической вахты Сахалина» предполагают, что дефицит кислорода в заливе был вызван антропогенными причинами. Залив пересекает подводный нефтепровод, построенный в 2009 г. компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочерней компанией американской ExxonMobil. С декабря 2017 г. по апрель 2018 г. компания вела ремонтные работы на этом нефтепроводе, для чего на льду залива была наморожена специальная ледовая дорога шириной около 30 м и толщиной до нескольких метров. На большей части своей протяжённости она «села» на дно и превратилась в ледовую дамбу. Изучив спутниковые снимки, специалисты «Экологической вахты Сахалина» удостоверились, что до середины мая ледовая дамба перекрывала 2/3 сечения залива и главный фарватер, проходящий вблизи его восточного берега. Работы были окончены 29 апреля, однако никто не убирал ледовую дамбу и не принимал мер для восстановления циркуляции воды в заливе, пока она не разрушилась сама к началу июня. Такая преграда с большой вероятностью могла сильно ограничить приток насыщенных кислородом морских вод в северную часть залива Пильтун.

Ещё в 2008 г. «Экологическая вахта Сахалина» и Всемирный фонд природы России организовали общественную экологическую экспертизу проекта строительства подводного нефтепровода, в которой указывалось, что толщина переправы может составить несколько метров, что с большой вероятностью превратит переправу в дамбу, на несколько месяцев перекрывающую водообмен между северной и южной частями залива. К сожалению, это предупреждение было проигнорировано. «Экологическая вахта Сахалина» и Гринпис намерены добиваться тщательного расследования трагедии и возможной вины в ней компании «Эксон Нефтегаз Лимитед».