5 октября на площадке Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН прошло тематическое заседание МОО «Экспертный совет по заповедному делу» по вопросу «Современное состояние, проблемы и перспективы осуществления мероприятий по регулированию численности диких животных на ООПТ федерального значения».
Такие регуляционные мероприятия – это научно обоснованные действия, предпринимаемые в заповедниках, национальных парках, заказниках для изменения или сохранения численности отдельных видов, сохранения и восстановления структуры природных экосистем, обеспечения на заповедных территориях экологического баланса и естественного хода природных процессов.
Заседание открыл Вячеслав Рожнов, академик РАН, доктор биологических наук, профессор, председатель Научного совета РАН по экологии биологических систем.
В своем докладе Всеволод Степаницкий, сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу, заслуженный эколог Российской Федерации отметил, что концептуальные подходы к проведению регуляционных мероприятий на ООПТ были сформулированы в 80-90-х годах прошлого века выдающимися отечественными учёными – экологами и теоретиками заповедного дела, в их числе В.В. Дёжкин, А.М. Краснитский, В.Е. Соколов, К.П. Филонов.
Докладчик подчеркнул, что проведение регуляционных мероприятий на ООПТ путем отстрела или отлова животных должно рассматриваться как мера, вызванная исключительной необходимостью и имеющая обстоятельное научное обоснование.
В докладе были приведены многочисленные примеры необоснованного, базирующегося на ошибочных представлениях и непродуманного проведения регуляционных мероприятий на российских ООПТ за последние полвека. Докладчик отметил, что мероприятия по регуляционному отстрелу или отлову диких животных в заповедниках, национальных парках и заказниках могут допускаться, в первую очередь, как объективная необходимость сокращения численности отдельных видов в целях минимизации деградации природных экосистем. Недопустимо использовать такие мероприятия как предлог для «мясозаготовок» или «охотничьих забав» для ряда заинтересованных лиц, включая работников учреждений, осуществляющих управление ООПТ. Такие случаи работают лишь на дискредитацию идей заповедного дела, в т.ч. в глазах местного населения.
Также было отмечено, что при обосновании и принятии решений о проведении регуляционных мероприятий на ООПТ следует в полной мере учитывать аргументы современной науки, а не опираться на постулаты середины прошлого века. В этой связи приведена цитата из знаменитой книги Ф.Р. Штильмарка «Историография российский заповедников»: «Начальник Главохоты РСФСР Н.В. Елисеев до конца жизни не хотел даже слышать о прекращении истребления волков в заповедниках, несмотря на все доводы экологов.».
Кроме того, докладчик обратил внимание на необходимость со стороны как руководителей ООПТ, так и должностных лиц, принимающих решения о регуляционных мероприятиях, просчитывать и минимизировать связанные с такими мероприятиями коррупционные риски и возможности для браконьерства. Также важно иметь в виду и такие потенциальные нежелательные последствия, как усиление фактора беспокойства и (в определенных случаях) замещение экологической ниши волков «бродячими» собаками и волко-собачьими гибридами.
В ходе обсуждения доклада Вячеслав Рожнов, академик РАН,обратил внимание, что обсуждая целесообразность регулирования численности диких животных на ООПТ необходимо учитывать различия в размерах, правовом статусе, целях создания ООПТ и – при этом во всех случаях очень важен научный подход к регулированию численности, о каких бы территориях не шла речь. Также, по мнению Рожнова, в данной вопросе требуется широкое взаимодействие специалистов госучреждений, осуществляющих управление ООПТ, с коллегами из профильных академических и иных институтов.
Исключительную важность научного обоснования для регулирования численности животных на ООПТ подчеркнул и Сергей Найденко, член-корреспондент РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.
Юрий Дгебаудзе, академик РАН, заведующий кафедрой общей экологии и гидробиологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией экологии водных сообществ и инвазий ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН в своем выступлении подчеркнул, что ООПТ создаются, в первую очередь, чтобы сохранять естественные популяции и экосистемы, которые саморегулируются: «их не нужно трогать, нужно просто охранять». При этом он обратил внимание на проблему чужеродных видов, численность и распространение которых как раз необходимо минимизировать, особенно – на ООПТ, что подтверждается и общепризнанной международной практикой. Однако эта проблема не находит должного понимания со стороны Минприроды России.
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко, к.б.н., старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН им. А.Н. Северцова, на примере популяционной структуры волка показал, что регуляционные мероприятия могут быть неэффективными и приводить к противоположному результату, например, не к снижению пресса волка на копытных, а к его заметному повышению. Поэтому проблема регулирования численности хищников на ООПТ требует тщательных научных исследований.
В своем выступлении Михаил Крейндлин, член Бюро Экспертного совета по заповедному делу, подчеркнул, что исходя из проведенного анализа опубликованных данных по регулированию численности животных, за редким исключением ни о каких серьезных научных проработках заявок на регулирование не идет. Он также поделился примерами странных мотиваций решений о проведении регуляционных мероприятий (например, отстрел большого числа особей кабана в национальном парке «Мещерский», несмотря на падение его численности и в самом парке, и в регионе). Также он обратил внимание, что нередко инициатива таких мероприятий исходит не от самих учреждений, осуществляющих управление ООПТ, а сверху, в т.ч. под давлением властных структур в регионах. По мнению Крейндлина, нынешняя ситуация с регулированием объектов животного мира на ООПТ дискредитирует заповедную систему и кумулятивный негативный эффект может усилиться. На изменение положения дел в этой области и должны быть направлены рекомендации, подготовленные по итогам заседания.
Александр Липкович, к.б.н., заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный заповедник «Ростовский» отметил, что следует разделять полноценное регулирование численности животных и случаи, когда возникает объективная необходимость удаления с территории отдельных особей крупных млекопитающих, проявляющих агрессию, опасную для людей, а также хищников, наносящих ущерб домашним животным. На примере заповедника «Ростовский» он пояснил, что при очевидной недопустимости отстрела волка в самом заповеднике не вызывает сомнения регулирование его численности на сопредельных территориях, представленных пастбищными сельхозугодьями. Также он напомнил о том, что существуют методы регулирования численности волка, не связанные с его отстрелом и нахождением лиц с охотничьим оружием на ООПТ.
По мнению Сергея Подольского, к.г.н., заместителя директора по научной работе ФГБУ «Зейский государственный заповедник», при разработке правовых норм в рассматриваемой сфере важно, с одной стороны, поставить четкие барьеры на пути необоснованных решений, а с другой – не допустить такого жёсткого администрирования, которое затруднит регулирование там, где оно необходимо. В качестве примера он привел национальный парк «Токинско-Становой» в Приамурье, одна из задач которого — сохранение традиционного оленеводства, что крайне проблематично без регулирования численности волков и бурых медведей.
Сергей Кузьмин, к.б.н., главный специалист Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН в своем выступлении затронул проблему добывания животных (с изъятием из среды обитания) на ООПТ в целях научных исследований и экологического мониторинга. Он отметил, что изучение и мониторинг биоты с масштабным изъятием объектов животного мира противоречит главной задаче ООПТ, особенно государственных природных заповедников, по охране биоты. По его мнению, вызывает большие сомнения необходимость изъятия значительного числа особей из природы для весьма получения условных оценок динамики численности видов. Для большинства заповедников видовой состав животных известен, для многих видов оценить их исчезновение или появление можно на основе экспертных оценок без их изъятия из природы. Кузьмин предложил ввести на федеральных ООПТ систему выдачи разрешений на исследования без изъятия животных из среды обитания, такое изъятие следует допускать лишь в отдельных случаях, но отнюдь не в традиционных масштабах.
В ходе дискуссии также выступили сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян, к.б.н., член Бюро Экспертного совета Дмитрий Горшков, к.б.н., ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Юрий Буйволов, директор ФГБУ «Байкальский государственный заповедник» Василий Сутула, д.б.н., заслуженный эколог Российской Федерации Юрий Горшков, к.б.н., сотрудники ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН – д.б.н., профессор Леонид Баскин, к.б.н. Андрей Поярков, к.б.н. Виктор Зубакин.
Участники заседания поддержали озвученные докладчиком рекомендации, адресованные Минприроды России:
— разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы организации и проведения мероприятий по регулированию численности диких животных на федеральных ООПТ, в котором, в частности, предусмотреть следующие обязательные требования:
- подготовку научного обоснования проведения регуляционных мероприятий;
- рассмотрение вопросов регулирования численности на научно-технических советах ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ;
- формирование при Минприроды России экспертной комиссии из числа независимых высококвалифицированных специалистов для рассмотрения заявок о проведении регуляционных мероприятий на федеральных ООПТ;
- размещение на официальном сайте Минприроды России информации о принятых решениях в части осуществления регуляционных мероприятий на федеральных ООПТ,
- а также регламентацию вопросов распоряжения продукцией охоты в целях регулирования численности.
— разработать и продвигать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» в части определения порядка утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов для ООПТ федерального значения, режим которых допускает осуществление любительской и спортивной охоты.
К сожалению, услышать позицию Минприроды России по проблемам регулирования численности диких животных на ООПТ федерального значения не удалось – его представители участие в заседании не приняли, несмотря на официальное приглашение.
По итогам тематического заседания будет подготовлена окончательная редакция рекомендаций, которые будут направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
На иллюстрациях ниже — страницы истории: