Материал Ивана Мизина, заместителя директора национального парка «Русская Арктика», о том, как в 2021 году на «Михаиле Сомове» проходил очередной этап программы «Арктический плавучий университет». В экспедиции принимали участие сотрудники ИПЭЭ РАН.
В июне уходящего года из Архангельска вышел в рейс «Михаил Сомов», легендарное научно-экспедиционное судно. В его истории много было необычного, но, пожалуй, первый раз на его борт поднялось столько весёлой и энергичной молодёжи. В 2021 году на «Михаиле Сомове» проходил очередной этап программы «Арктический плавучий университет», которую уже несколько лет реализуют Северный (Арктический) федеральный университет совместно с Северным управлением Росгидромета при поддержке Русского географического общества.
Как быстро бежит время, ведь, казалось бы, недавно был дан торжественный старт этому значительному проекту, -- но произошло такое мероприятия первого июня 2012 года, девять лет назад… Именно в тот день научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» приняло на борт «пионеров» новой комплексной программы, соединившей науку и учебную практику в Арктике. Это специальное судно недавно было передано в Архангельск из Мурманска и сразу было выбрано для реализации идеи «плавучего университета».
Перед стартом проекта — у борта «Профессора Молчанова», 01.06.2012. Фото М. Меньшикова.
НИС «Профессор Молчанов» ждёт участников первого «Арктического плавучего университета», 01.06.2012, фото И. Мизина.
Вообще, так называемых «плавучих университетов» у нас в стране несколько, и организованы они по сходному принципу. Аналогичный проект идёт, например, на Дальнем Востоке. Дальневосточный плавучий университет (ДВПУ) — часть научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского и проводится в форме научно-образовательных экспедиций, которые позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты, студенты и молодые учёные принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями. ДВПУ стартовал аж в 1997 году! С ним связана любопытная история: иностранный партнёр этого проекта, японское исследовательское судно «Босэй Мару» Токайского университета с такими же студентами на борту, стало первым иностранным судном, которое в 1989 году зашло в закрытый порт Владивостока после окончания Второй мировой войны. Дальневосточные студенты, учёные и преподаватели изучали моря в своём регионе, но в 2013 году учебно-производственное судно «Профессор Хлюстин» впервые в истории Российского морского образования совершило с курсантами плавательную практику в Арктику.
Кроме Дальнего Востока, «плавучий университет» развивается в Институте океанологии РАН при поддержке его дирекции с начала 2018 года. Совместные рейсы проводятся на научно-исследовательском судне «Академик Иоффе» с помощью Министерства науки и высшего образования РФ и Фонда целевого капитала МФТИ. Это судно вместе с НИС «Академик Сергей Вавилов» дают возможность проводить научные практики и на Балтике, и в арктических морях. В общем, идея вовлечения учащихся в морскую научно-практическую деятельность реализуется уже достаточно давно.
Но наш сегодняшний рассказ именно об «Арктическом плавучем университете», хотя и ставшем традиционным архангельским событием, тем не менее, ежегодно приносящим по итогу что-то новое не только студентам, но и учёным, которые с его помощью могут провести исследования на далёких морях и архипелагах. Формат самого рейса, отбор в него участников, несколько изменился. Во-первых, проект стал довольно скоро международным. Уже в 2014 году на борт «Профессора Молчанова» поднялись первые представители иностранных учебных заведений. А в 2018 году большинство участников составили швейцарские студенты, да и список стран, откуда приезжают желающие посетить Арктику, сильно удлинился с 2014 года. Во-вторых, появилась «коммерческая» составляющая, за участие теперь надо заплатить, приходится искать дополнительные финансы, чтобы снарядить такую непростую экспедицию, а желающие проходят строгий отбор на основе конкурсной программы.
За эти годы в рамках экспедиций «Арктический плавучий университет» выполнен значительный комплекс исследований в акваториях Белого, Баренцева, Гренландского, Печорского и Карского морей, на островах арктических архипелагов по широкому спектру научных направлений. Первый отчёт содержал сведения об исследованиях, проведённых по этим направлениям, и состоял почти из 1000 страниц с иллюстрациями! Последний же отчёт, внешне будучи «скромнее», на двухстах с небольшим страницах, стал уже более «сухим», без фотографий общего характера, что было очень интересно именно в первые годы проекта. Семь так называемых научно-исследовательских «блоков» с набором тем и программ внутри каждого было в первом рейсе «Профессора Молчанова» в 2012 году, а в 2021 году их стало уже тринадцать. За десять лет уже определены своеобразные приоритеты работ, по которым специалисты различных направлений считают важным собирать данные с борта судна. Вообще, учёных становится больше, возможность попасть в Арктику стараются не упустить.
Многое в работе морской экспедиции зависит от команды судна: насколько она работает согласованно с учёными, как взаимодействует капитан и начальник рейса. Поэтому стоит сказать пару слов о капитанах научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», которые командовали непосредственно передвижением, стоянками, высадками студентов… С ними «Арктическому плавучему университету» повезло.
Первым капитаном был Виктор Александрович Лощевский, харизматичный моряк, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ, любимец всех участников экспедиций. Он как-то сразу «проникся» задачами таких рейсов, активно участвовал во всех мероприятиях, проходивших в кают-компании, был всегда открыт к общению со студентами. К сожалению, уже несколько лет его нет с нами…
Первый капитан «Арктического плавучего университета» В. А. Лощевский беседует с участниками экспедиции, рейс 2013 года. Фото И. Мизина.
Новым капитаном стал Сергей Хохлов. Внешне жёсткий, резковатый, совсем другого «плана» человек. Но при этом тоже с чувством морского юмора и большим опытом. Через некоторое время также завоевал, что называется, авторитет у всех, кто был на борту. А уж в роли Нептуна, принимающего экзамен у новых моряков из тех, кто первый раз попал в арктический рейс, этот капитан просто бесподобен! Именно Сергей Викторович довёл до завершения в 2019 году спасательную операцию по помощи терпящей бедствие в Белом море яхте, за что был награждён медалью МЧС «За содружество во имя спасения».
Капитан С. В. Хохлов перед морской картой на ходовом мостике НИС «Профессор Молчанов», рейс 2019 года. Фото из интернета.
Сменился не только капитан, многие руководители поменялись за эти годы — наверное, только ректор САФУ Е.В. Кудряшова продолжает ежегодно провожать своих студентов в плавание. В Архангельской области теперь «новые лица» и губернатора, и начальника Северного УГМС, и митрополита, который освящал «Профессора Молчанова» первого июня 2012 года, да и само руководство рейсом теперь в руках молодых энергичных людей, которые когда-то впервые попали на борт «Молчанова» студентами. В каждом «плавучем университете» участвует Анна Трофимова, для которой Арктика стала настоящим «рабочим местом». Анна прошла все стадии проекта — от студента до научного руководителя. Прекрасный пример того, как воплощаются в жизни задумки по воспитанию молодых учёных, поддержанных в своё время грантом Русского географического общества.
Студентка Аня Трофимова (в центре) перед самым первым рейсом «Арктического плавучего университета», 01.06.2012. Фото И. Мизина.
Анна Трофимова — руководитель научной части «Арктического плавучего университета», НЭС «Михаил Сомов», 2021 год. Фото Л. Зубова.
Посмотрим на данный проект с точки зрения его почти постоянного, но не основного участника — национального парка «Русская Арктика». Территория парка включается в программу «Плавучего университета» практически ежегодно, ведь и Земля Франца-Иосифа и Новая Земля всегда интересны для посещения как студентам, так и специалистам. С первого рейса сотрудники парка сопровождают экспедицию: поскольку запланированы высадки на арктическое побережье, всегда имеется опасность появления белого медведя. Одновременно на борту судна можно доставить на летние базы парка кое-какое оборудование, материалы, да и просто довезти группу до места полевых работ. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество. Оно не прерывается по сей день.
Но логистика — это, конечно, не самое главное. Самое основное — это то, что к берегам национального парка регулярно совершает плавание судно с учёными, которые здесь ведут наблюдения и инструментальные исследования. С помощью «Плавучего университета» знакомятся с местной флорой и растительностью ботаники, ищут новые виды птиц орнитологи. Именно «Арктический плавучий университет» позволил собрать в своеобразное сообщество учёных, которые знают особенности территории национального парка, причём по самому широкому кругу вопросов — от геохимии до памятников истории и культурных ландшафтов.
Например, в 2017 году сотрудник Института географии РАН И.В. Покровская смогла зафиксировать с борта «Молчанова» среди островов Земли Франца-Иосифа очень необычную для региона птицу — чернобрового альбатроса. Он был замечен в южной части Земли Франца-Иосифа, на переходе между мысом Флора острова Нортбрука и островом Гукера. Это очень неожиданная встреча, поскольку данный вид (Thalassarche melanophris) — обитатель южной Атлантики, его главные колонии находятся там, поэтому наблюдать обычно его можно в водах Субантарктики, но уж никак не «Русской Арктики». В рейсе 2021 года на севере архипелага Земля Франца-Иосифа обнаружили вилохвостых чаек (Xema sabini). Их заметил сотрудник Зоологического музея МГУ Илья Мурашов. Редкий вид, мало кто из сотрудников национального парка или туристов его видел. Другой пример. «Плавучий университет» пришёл в национальный парк в июне, когда птицы находятся в периоде гнездования, и магистрант САФУ Павел Футоран впервые увидел тундрового гуся-гуменника, даже успел его сфотографировать, что раньше никому не удавалось сделать, зафиксировав ещё и несколько видов куликов, которые в течение летнего времени почти не встречаются.
Гуменник в полёте у мыса Желания. Фото П. Футорана.
Много загадок в мире беспозвоночных Арктики. В северной части Новой Земли почти совершенно не изучена фауна двукрылых и других насекомых. Специалистов немного, привезти их для исследований сложно. А в рейсах «Молчанова» 2016 и 2018 годов сумел принять участие сотрудник Зоологического института РАН Андрей Пржиборо, который провёл уникальные исследования по изучению биотопов, в которых развиваются личинки таких насекомых. Получены совершенно новые данные для науки. Казалось бы, во внешне совершенно пустых ледниковых ручьях у мыса Желания в донных отложениях есть жизнь! С помощью «Профессора Молчанова» пополнил знания о растительности Новой Земли известный ботаник Сергей Холод. И список такой можно продолжать долго.
Зоологи, ботаники, почвоведы и другие участники «Арктического плавучего университета» на Новой Земле в 2018 году. Фото А. Пржиборо.
Как уже было сказано в самом начале, в 2021 году «Арктический плавучий университет» вышел в море на борту другого легендарного научного судна – «Михаила Сомова», также принадлежащего Росгидромету.
Оно гораздо больше, чем «Профессор Молчанов», поэтому объединились аж три экспедиции: кроме научно-образовательной, свои задачи выполняли учёные из Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН. Они изучали нарвалов и белых медведей при поддержке ПАО «Газпром-Нефть» и благотворительного фонда «Чистые моря». Это помогло расширить круг арктических исследований, с которыми познакомились молодые участники рейса, ведь не каждый день можно пообщаться с зоологами, изучающими такие редкие виды, да ещё с помощью вертолёта. А учёные с удовольствием выступили перед новой аудиторией. Что тоже является частью всего проекта: лекции от специалистов прямо в месте их работы. Ну, и вертолёт также даёт дополнительные возможности для высадок, не надо возиться с резиновыми лодками и опасаться столкновений с айсбергами и моржами. Поэтому сотрудники Института Арктики и Антарктики сумели впервые провести рекогносцировочные работы по выбору расположения пунктов государственной сети мониторинга так называемой «вечной мерзлоты». На берег было доставлено различное оборудование, проведено зондирование почвы. Это тоже заслуга проекта «Плавучий университет».
Съёмочная группа ПАО «Газпром-Нефть» ведёт поиск стада нарвалов при помощи дрона, июнь 2021. Фото И. Мизина.
Группа самцов нарвалов, обнаруженных сотрудниками ИПЭЭ РАН в ходе совместной экспедиции, июнь 2021. Фото И. Мизина.
Сотрудники ААНИИ делают измерения на припайном льду острова Белл, июнь 2021. Фото И. Мизина.
Ну и, наконец, в «Арктическом плавучем университете» достигли своего пика исследования адаптации организма человека к условиям плавания в высоких широтах. Если в первых рейсах к этому только «подходили», то в этом году целых шесть различных специалистов ежедневно тестировали, снимали показания с помощью различных приборов, регулярно брали анализы у всех желающих, которых набралось без малого пять десятков. На основе полученных данных были даны индивидуальные рекомендации каждому участнику экспедиции по поддержанию функциональных систем организма в экстремальных климатических и географических условиях и по профилактике срывов адаптации к ним. Психологи, физиологи и врачи определяли основные психофизиологические параметры состояния человека, который выполняет различную работу в условиях Арктической зоны. Записывали даже электроэнцефалограмму. Полученные данные можно будет использовать для прогнозирования успешности адаптации человека в условиях деятельности в экстремальных условиях, а также повысить работоспособность участников экспедиций.
Перед сдачей анализа в ходе испытаний, медблок «Михаила Сомова», июнь 2021. Фото В. Филиппова.
В ходе инструментального определения психофизиологического состояния, кают-компания «Михаила Сомова», июнь 2021. Фото В. Михайлова.
В общем, проект живёт и развивается. Арктический плавучий университет всё время ищет новые формы, подтверждает свою необходимость в современном процессе изучения Арктики и подготовки специалистов для неё. Девять лет… Хотелось бы пожелать ещё, как минимум, столько же! Чтобы удалось разработать новые методики отбора участников на основе изучения возможностей адаптации человека к Арктике, чтобы заложить новые пробные площади и мониторинговые участки, чтобы дать возможность молодым людям видеть белых медведей, моржей и птичьи базары северных архипелагов.
Автор: Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка "Русская Арктика".