Перейти к основному содержанию

Судно "Михаил Сомов" отправилось из Архангельска в экспедицию "Трансарктика"

сомов

Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" вышло в среду из Архангельска для проведения второго этапа полярной научной экспедиции "Трансарктика-2019". На борту 55 ученых, которые будут изучать атмосферу и водные процессы в Баренцевом море, его обитателей, а также влияние высоких широт на организм человека. Экспедиция продлится до 15 июня.

"Экспедиция идет выполнять работы в акватории Баренцева моря, рейс продлится с 15 мая по 15 июня. В составе экспедиции 62 человека: 55 исследователей из институтов Архангельска, Мурманска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также семь человек - это вертолетный отряд, поскольку будут проводиться наблюдения с воздуха", - сказала ТАСС начальник экспедиции Ольга Балакина.

Глава Росгидромета Максим Яковенко, провожая экспедицию, отметил, что в этом году впервые за много лет научные суда пройдут весь Севморпуть. "С конца 1980-х годов значительных комплексных экспедиций, которые проходили бы весь Севморпуть, не было. У нас возникла идея разбить на несколько этапов, чтобы пройти весь маршрут от Владивостока до Мурманска и обратно, восстановить те знания, которые были потеряны", - сказал он.

Научная полярная экспедиция "Трансарктика-2019" состоит из четырех этапов, она началась в марте с экспедиции на судне "Академик Трешников" и завершится осенью 2019 года. Ученые будут проводить комплексные исследования морей российской Арктики.

По словам начальника экспедиции, изучение процессов, которые происходят в Баренцевом море, важно для улучшения точности прогнозов погоды. "Баренцево море примыкает и к Северному Ледовитому океану, и к морям Атлантики. Здесь симбиоз течений: и холодное заходит, и теплые североатлантические ветви заходят сюда, само море обширное по размеру. Очень много атмосферных процессов зарождается над акваторией Баренцева моря", - пояснила Балакина.

Основная работа в рейсе - это проведение комплексных исследований на океанологических разрезах. "Разрез - это линия с точками с закрепленными координатами, в которых берутся пробы воды, - отметила начальник экспедиции. - Разрезы в советское время выполнялись ежегодно и даже по два раза в навигацию. Вся программа "Трансарктика" организована, чтобы возобновить исследования, которые в советские времена проводились ежегодно и несколько раз в год".

По словам Балакиной, чем больше информации из разных точек, тем точнее прогнозы. "Если наши суда будут постоянно в этих точках работать, проводить наблюдения, все это будет поступать и на прогностические карты и в программы, прогнозы будут точнее. И чем больше ряд многолетних наблюдений, а формулы для прогнозов работают в том числе с этими данными, тем лучше. Поэтому базу данных нужно постоянно пополнять", - подчеркнула она.

Впервые в ходе рейса с борта "Михаила Сомова" будет проводиться аэрологическое зондирование атмосферы. "Планируем запускать зонды прямо с борта, два раза в сутки будет проводиться зондирование атмосферы. Это зондирование тропосферы и нижней стратосферы до высоты 26 км", - сказала Балакина. Она уточнила, что с судов Севгидромета зонды не запускали.

В ходе зондирования фиксируются и передаются данные о температуре и давлении на разной высоте. Кроме зондирования, будут проводиться и другие исследования воздушной среды. По словам собеседницы агентства, важно сопоставлять данные как о море, так и об атмосфере.

Обитатели Баренцева моря

По пути "Михаил Сомов" доставит грузы на полярную станцию на мысе Святой Нос, возможно, подойдет к северной части острова Колгуев и зайдет на метеостанцию "Малые Кармакулы" на острове Южном архипелага Новая Земля. Экспедиция планирует дойти до острова Хейса Земли Франца-Иосифа, однако, по словам Балакиной, может помешать лед.

В ходе экспедиции ученые будут изучать арктических животных, как на льду - белых медведей, так и в море - тюленей и китообразных.

"Одна из задач - наблюдение с ходового мостика и с пеленгаторной площадки и подсчет этих животных, определение их поведения, отношения со льдом", - сообщил ТАСС ведущий инженер, заместитель руководителя программы "Белуха - белый кит" Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Дмитрий Глазов.

Места обитания животных будут обследоваться с точки зрения загрязнения, развития ледовой обстановки. "Сейчас идет смена сезонов, и мы ожидаем, что в связи с климатическими изменениями будут встречаться виды, характерные не только для Арктики, но и виды, приходящие из теплых вод Атлантики. Например, дельфины или крупные киты. Может, [увидим] синего кита", - сказал Глазов.

Исследователи надеются провести наблюдения за нарвалами, занесенными в Красную книгу. "Интересно изучать высокоширотную Арктику, сейчас на нее направлено внимание других стран, в том числе и не арктических, с точки зрения, например, возможного рыболовства. А нарвал - типичный представитель высокоширотной Арктики. Мы хотим, если получится, посмотреть, какие привычные для него в нашем районе места обитания. Он обитает в основном у Канады и Гренландии, у нас край ареала и их мало, изученность его невелика, потому что посещаемость высокоширотной Арктики низкая", - пояснил биолог.

Здоровье человека

Врачи Северного государственного медицинского университета (Архангельск) в ходе рейса будут изучать влияние высоких широт на организм человека. "Предварительно экипаж и местные участники экспедиции прошли обследование. Врачи будут смотреть, что происходит с показателями нашей крови там, в высокоширотной Арктике. Затем предстоят обследования и по возвращении", - сообщила Балакина.

Экологи займутся изучением того, с какой рыбой и в каком количестве в организм человека может попадать микропластик. "Мы будем отбирать пробы зоопланктона, сжигать органику, в результате будет оставаться микропластик, - объяснил методику эколог Петр Терский. - Мы будем знать, сколько мы отобрали планктона по весу и какой слой профильтрованной воды был, и таким образом мы сможем понять, сколько у нас микропластика в водах моря. Следовательно, мы сможем понять, какая рыба может заразиться микропластиком и сколько микропластика мы можем съесть с этой рыбой".

Руководитель экспедиции отметила, что вода и морской грунт также будут исследоваться на различные загрязнители. "Нефтепродукты, хлорорганические пестициды, синтетические поверхностно-активные вещества, будут проводиться радиоэкологические обследования на цезий, уран, будем отбирать пробы морского грунта, в том числе на тяжелые металлы", - добавила Балакина.

Российский премьер Дмитрий Медведев ранее распорядился выделить в 2019 году почти 870 млн рублей на проведение научных исследований и мониторинга окружающей среды в Арктике в рамках экспедиции "Трансарктика-2019".