Перейти к основному содержанию

Совместное обращение Научных советов РАН В Минприроды России

Байкал

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – Перечень), является ключевым подзаконным актом федерального закона «Об охране озера Байкал». Изменения Перечня требуют глубокого научного обоснования и тщательного анализа. Минприроды России подготовило изменения в действующее Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», снимающее ранее установленные ограничения на ведение хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории в случае реализации в ее границах инвестиционных проектов (пункт 2). Признавая очевидную необходимость экономического развития регионов Сибири, следует заключить, что подготовленная редакция нормативного правового акта (далее – проект Постановления) содержит в себе противоречия и ошибочные подходы.

Проект Постановления напрямую противоречит целому ряду федеральных законов: ФЗ «Об охране озера Байкал», Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире». Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Кобылкину Д.Н. 02 августа 2020 г. № НСЭ-НСЛ – 02

Приведем лишь некоторые примеры. В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов, запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Включение пункта 2 в проект Постановления ведет к отказу от правового регулирования вопросов охраны и использования экосистем центральной экологической зоны Байкальской природной территории, что открывает правовую возможность ведения в границах земель особо охраняемых природных территорий и земель лесного фонда хозяйственной деятельности, включая строительство, до момента отнесения их к землям промышленности, энергетики, транспорта и связи, что напрямую противоречит Земельному и Лесному кодексам РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Изменения, предусмотренные проектом Постановления, приведут к сокращению численности и гибели охраняемых видов растений, животных и других организмов, что противоречит ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 60) и ФЗ «О животном мире» (статья 24).

Таким образом, очевидно, что принятие проекта Постановления приведет к сокращению площади лесов, особо охраняемых природных территорий и нанесет значительный ущерб Байкальской природной территории.

Предлагаемые изменения противоречат Указу Президента РФ от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», к которым относятся (а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей и (в) комфортная и безопасная среда для жизни. Достижение этих национальных целей требует создания благоприятной окружающей среды для граждан нашей страны, что невозможно при нарушении экологического баланса, создаваемого и поддерживаемого биотой, в том числе охраняемыми видами.

Проект Постановления содержит целый ряд отсылочных норм, требующих тщательного анализа смежного законодательства, а также ссылки на нормы, подлежащие пересмотру в рамках «регуляторной гильотины», например, постановление Правительства № 1029. Применяются не определенные законодательством РФ термины, например, согласно пункту 4 Перечня Проекта Постановления, запрещаются «санитарно-оздоровительные рубки погибших и поврежденных лесных насаждений», которые не определены действующим Лесным кодексом РФ.

В Пояснительной записке проекта Постановления утверждается, что «проект постановления не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации». Однако обоснование необходимости и оценка экологических последствий внесения тех или иных изменений в перечень не приводится. Отмечается, что проект Постановления «соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иным международным договорам, соглашениям Российской Федерации». Однако до введения в действие изменений в системе охраны и управления объектом Всемирного наследия, в режимах его охраны, а также при реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, которые могут оказать влияние на такой объект, должна быть проведена процедура оценки воздействий и получено согласование органов Конвенции по Всемирному наследию.

Научный совет Российской академии наук по экологии биологических систем и Научный совет Российской академии наук по лесу предлагают:

1. исключить пункт 2 проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»;

2. дать обоснование необходимости и оценить экологические последствия внесения тех или иных изменений в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, который является ключевым подзаконным актом федерального закона «Об охране озера Байкал»;

3. ограничить применение отсылочных норм для значительной части Перечня запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также исключить ссылки на нормы, подлежащие пересмотру в рамках «регуляторной гильотины»;

4. оценить соответствие проекта Постановления положениям Конвенции по Всемирному наследию;

5. продлить срок общественного обсуждения и доработки проекта Постановления, поскольку представленная для обсуждения редакция напрямую противоречит целому ряду федеральных законов, не содержит обоснования предлагаемых изменений в Перечень запрещенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и представляет угрозу ее экологической безопасности.

 

Подписанный вариант обращения в Минприроды

 

Материалы по теме:

Коммерсантъ: "РАН: запреты на хоздеятельность на Байкальской природной территории необходимы"